Форма обратной связи
Общественное голосование
Информация!
Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Финансовый уполномоченный - это независимое должностное лицо, осуществляющее досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами (потребителями финансовых услуг).
В качестве финансового уполномоченного выступают главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг. Главный финансовый уполномоченный назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг назначаются Советом директоров Банка России по предложению главного финансового уполномоченного.
Порядок досудебного урегулирования споров является обязательным и бесплатным (госпошлина отсутствует) для потребителя финансовых услуг в соответствии с Законом. Сроки рассмотрения обращения в разы меньше в сравнении со сроками рассмотрения судебного иска.
Условия, при которых потребитель должен обратиться к финансовому уполномоченному для досудебного урегулирования cпopa с финансовой организацией:
1.Потребитель - физическое лицо, услуга которому оказана в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
2.Требования потребителя носят исключительно имущественный характер.
3.Размер имущественного требования не должен превышать 500 тыс. руб. (по договорам ОСАГО — без ограничения по сумме требования).
4.Обращение потребители к финансовому уполномоченному может быть направлено в отношении финансовой организации, взаимодействующей с финансовым уполномоченным в соответствии с Законом. В настоящее время с финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать страховые организации, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы.
Создавая институт финансового уполномоченного, законодатель определил приоритет его деятельности интересами конечного бенефициара — потребителя финансовых услуг, основанный на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, добросовестности и справедливости.
Основными целями создания института финансового уполномоченного
ЯВЛЯЮТCЯ:
1.Упрощениедлягражданпроцедурыурегулированияи рассмотрения споров в сфере финансовых услуг;
2.Оперативное урегулирование споров и сокращения количества обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти и суды;
3.Оказание влияния на поведение профессиональных участников рынка для совершенствования взаимоотношений со своими клиентами;
4.Повышение прозрачности деятельности финансовых организаций. Подача обращения финансовомууполномоченному не требует от потребителя специальных знаний, в случае затруднений ему будет оказана помощьвоформленииобращениясотрудникамиСлужбы.При необходимости Служба финансового уполномоченного самостоятельно и бесплатно для потребителя организует проведение независимой экспертизы. Обращение может быть направленно потребителем в письменной форме, либо путем заполнения стандартной формы в личном кабинете на сайтt финансового уполномоченного, или с помощью портала Госуслуг.
Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в срок, указанный в решении. Если решение финансового уполномоченного не исполнено финансовой организацией в срок, потребитель в течение трех месяцев с даты, когда решение должно быть исполнено, вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче удостоверения. Удостоверение является исполнительным докуиентом, на основамии которого решение финансового уполномоченного приводится в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение направляется в ФССП России исключительно в исключительно в форме электронного документа через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
С момента начала действия нового порядка досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (с 01.06.2019 по 31.12.2021) Службой финансового уполномоченного принято 458 656 обращений потребителей.
Результатом деятельности института финансового уполномоченного является, в том числе, существенное снижение количества судебных споров, свидетельствующее о том, что момент восстановления прав потребителей финансовых услуг в настоящее время активно смещается с судебной на досудебную стадию.
Так, Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев 09.02.2022 на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина заявил: «В связи с введением досудебного порядка сохраняется тенденция к сокращению количества страховых споров в судах. С 1 января прошлого года финансовый уполномоченный рассматривает требования граждан к кредитным организациям, в связи с чем количество дел этой категории сократилось на 18%».
Необходимо отметить, что количество дел по страховым спорам, рассмотренным судами, снизилось за 2019-2021 г.г. на 51"%.
По результатам опросов, проводимых нашим контактные центром, менее 5% потребителей финансовых услуг узнали о существовании финансового уполномоченного и его деятельности от финансовой организации.
Данные результаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления информирования граждан Российской Федерации по существующим возможностям защиты своих прав и законных интересов. Задача продолжает быть актуальной и требует применение подходов, которые эффективно дополнят существующую активность Службы финансового уполномоченного.
В результате этой работы информация о деятельности финансового уполномоченного размещена на региональном портале государственных услуг Москвы, в участках мировых судов Москвы, на сайте Банка России и иных профильных Интернет-ресурсах. Также, по рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2019 и 2021 годах информационные плакаты Службы финансового уполномоченного размещались в отделениях МФЦ по всей стране.
В 2021 году жителями Чеченской Республики было подано 0,82 тыс. обращений финансовому уполномоченному, что составляет 54 обращения на 100 тыс. населения Чеченской Республики. Эта цифра значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации, что позволяет говорить о недостаточной осведомленности жителей Чеченской Республики о деятельности института финансового уполномоченного, а также о необходимости усиления информирования населения об обязательном порядке досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями в Чеченской Республике.
Рамзан Ахматович, просим Вас рассмотреть следующие возможности взаимодействия по размещению подготовленных Службой финансового уполномоченного материалов:
-размещение в региональных СМИ, в интернет-сообществах социальных сетей, telegram-кaнaлax и т.д.;
-размещение на сайтах региональной и городских администраций, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-размещение на региональном портале государственных и муниципальных услуг;
- размещение на транспорте и на рекламных площадках в рамках социальной рекламы (в электронном виде) при наличии соответствующей