Информация


РИА "Новости регионов России" - портал стратегического развития субъектов Российской Федерации
Подробнее...

Конкурс управленцев "Лидеры России" 2019-2020 годов

Лидерыроссии.рф

Подробнее...

 


Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики
Подробнее...

 
 


Нормативные правовые акты в Российской Федерации

 

 


Форма обратной связи

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Общественное голосование

Отчет за 1 квартал 2017 год

О Т Ч Е Т

о работе Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка

 за I квартал 2017 года

 

За первый квартал 2017 года специалистами Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка (далее Комитет) проведен мониторинг соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на предприятиях торговли, общественного питания, а также предприятиях, оказывающих платные услуги населению на территории Октябрьского и Старопромысловского  районов г. Грозного.

За отчетный период мониторинг проведен на  следующих предприятиях потребительского рынка:

 

№ п/п

Наименование деятельности

Количество объектов

1.

Предприятия розничной торговли

54

2.

Предприятия общественного питания

4

3.

Аптечные учреждения

6

4.

Торговый цент

1

Всего

65

Примечание: из общего количества проверенных предприятий на 16 объектах комиссией не были выявлены нарушения.

 

Отступлений от требований государственной нормативной дисциплины – 18%.

По материалам проведенных мероприятий составлены справки и направлены в префектуры Октябрьского и Старопромысловского  районов    г. Грозного для принятия мер и устранения выявленных нарушений в установленные сроки.

На потребительском рынке данных районов характерными нарушениями  являются:

Для предприятий розничной торговли:

- отсутствие графика работы (ст.ст. 9;11 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», ст.10 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- отсутствие уголка потребителя, на котором в обязательном порядке должны быть представлены копии правоустанавливающих документов, контрольный журнал для учета мероприятий, проводимых контролирующими органами, книга отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.п.8,9 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- отсутствие правильно оформленных ценников на выставленных к реализации товарах, где должна быть отражена следующая информация: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, цена в рублях (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);

- использование весоизмерительных приборов, не прошедших метрологическую поверку в службе Госстандарта (п.7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55  «Правила продажи отдельных видов товаров», Закон РФ от 26.06.2008г.  №102  «Об  обеспечении  единства    измерений»);

- отсутствие в фасованных товарах листка-вкладыша с необходимой информацией: наименование товара, масса нетто, дата фасовки, условия хранения, срок годности (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; ст.14.8, ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

- не соответствие формы одежды рабочего персонала предъявляемым требованиям и нормам, также отсутствие личных медицинских книжек (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- реализация продовольственных товаров с истекшим сроком годности (п.5, ст.5 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).

 

Для аптечных учреждений:

- отсутствие перечня лекарственных средств, запрещенных для свободной продажи (ст.76 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- форма одежды фармацевтов не соответствует предъявляемым требованиям и нормам (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- прейскуранты цен на реализуемые медикаменты не соответствуют требованиям (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);

- отсутствие книги отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.8 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»).

 

Также за отчетный период, на основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 23.01.2017г. № 02, рабочая комиссия провела внеплановый мониторинг по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации предприятиями общественного питания, с целью определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности услуг общественного питания, а также для разработки мер по предотвращению оказания на потребительском рынке некачественных и опасных для жизни и здоровья населения услуг общественного питания. В ходе мониторинга выборочно были исследованы 15 предприятий общественного питания, из них лишь на 1 объекте комиссией не были выявлены нарушения. Правонарушениями, выявленными на остальных объектах, являются:

- отсутствие  санитарных и правоустанавливающих регистрационных документов (ст.8 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»,  п.11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);

- форма одежды рабочего персонала не соответствует предъявляемым требованиям и нормам, отсутствуют личные медицинские книжки (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров», п.6 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);

- отсутствие правильно оформленного меню, где в обязательном порядке должны быть указаны: вес готовой продукции, дата, подпись ответственного лица (п.п.13,14 Постановления Правительства от 15.08.1997г. РФ №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);

- отсутствие графика работы (ст.ст. 9;11 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);

- отсутствие уголка потребителя, который должен находится в доступном для посетителя месте, и представлять следующую информацию: копии правоустанавливающих документов, контрольный журнал для учета мероприятий, проводимых контролирующими органами, книга отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.п.8,11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);

- на приготовленные блюда отсутствуют калькуляционные и технологические карточки (п.12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);

- при приготовлении блюд не используются весоизмерительные приборы, которые в обязательном порядке должны пройти поверку в службе Госстандарта (п.21 Постановления Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г. «Правила оказания услуг общественного питания»).

На каждом объекте с индивидуальными предпринимателями и рабочим персоналом проведена разъяснительная работа по соблюдению правоустанавливающих норм законодательства, составлены обзорные справки о выявленных правонарушениях, и даны указания устранить выявленные нарушения в установленный срок.

 

На основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 16.01.2017г. №01, комиссия провела внеплановые мероприятия по мониторингу соблюдения требований нормативной дисциплины предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере бытового обслуживания населения. В ходе мониторинга были исследованы 26 объектов, из них нарушений не имеет только 1 объект. Выявленными отступлениями от требований нормативно-правовых актов являются:

-   отсутствие свидетельства о государственной регистрации (п.2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);

- отсутствие санитарного журнала, где должна быть отражена информация о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

- отсутствие графика работы предприятия (п.2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);

- отсутствие перечня и прейскуранта цен на оказываемые услуги (выполняемые работы) (п.3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);

- отсутствие договоров с клиентами, которые в обязательном порядке должны быть заключены в письменной форме и отражать следующую информацию: фирменное наименование и юридический адрес предприятия, данные предпринимателя, сведения о государственной регистрации, вид услуги (работы), цена услуги (работы), даты приема и исполнения заказа, другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ) (п.4 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);

- рабочий персонал работает без специальной формы одежды, и не имеют личных медицинских книжек (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);

- отсутствие книги отзывов и предложений, которая должна предоставляться клиенту по его требованию (п.3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»).

 

Предупреждение и пресечение правонарушений на потребительском рынке Чеченской Республики

 

Особое внимание специалистами Комитета уделялось профилактике предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей на потребительском рынке Чеченской Республики. С данной целью была проведена определенная разъяснительно – просветительская работа в сфере защиты прав потребителей через средства массовой информации:

- проведена на телеканале ГТРК «Вайнах» - 1 телепередача;

- проведены на радио «Грозный» - 2 радиопередачи;

- в печатном издании «Молодежная смена» опубликована – 1 статья;

- проведены в различных учреждениях на разнообразные темы, касающиеся сферы защиты прав потребителей - 40 семинарских занятий;

- постоянно проводилась консультативная работа по вопросам защиты прав потребителей как с потребителями и индивидуальными предпринимателями, так и с представителями органов местного самоуправления.

Огромное значение для пресечения правонарушений в области защиты прав потребителей является работа с заявлениями и обращениями граждан, позволяющая систематизировать и выявить сферы деятельности на потребительском рынке с более высоким процентом нарушений.

За отчетный период в  Комитете рассматривались периодически поступающие от потребителей устные и письменные обращения и заявления граждан о различных нарушениях их потребительских прав.

 

 

Наименование деятельности

Количество обращений

Устных

Письменных

 

Торговля:

 

 

1

сложно-технические товары бытового назначения

11

1

2

одежда 

7

1

3

обувь

3

 

4

мебель

2

1

5

детские товары

1

 

 

Услуги:

 

 

5

платные услуги

6

1

 

Всего

29

4

 

Основными причинами обращения заявителей все также являются приобретение, обмен или возврат товаров ненадлежащего качества, недобросовестное оказание услуг (выполнения работ), а также не предоставление субъектами потребительского рынка полной и достоверной информации о реализуемых товарах и об их изготовителях.

Все письменные обращения заявителей о нарушениях их потребительских прав, в той или иной сфере потребительского рынка, были разрешены в пользу потребителей, а по устным обращениям даны консультации.

 

Исполнение поручений государственных органов

Чеченской Республики

 

Во исполнение поручения Председателя Правительства Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериева, руководство Комитета, в лице председателя Комитета А.А. Усманова и заместителя председателя Х.И. Агаева, приняли участие в парламентских слушаниях на тему: «Проблемы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей в регионах России и направления их законодательного решения», проводимых Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В ходе парламентских слушаний обсуждались проблемы развития потребительского рынка в сложившихся экономических условиях, изменения федерального законодательства о торговой деятельности в части организации стационарной и развозной торговли, а также вопросы защиты прав потребителей. Кроме того, была затронута тема урегулирования споров продавцов и покупателей, в частности, внесудебная форма разрешения конфликтов.

Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Я.С. Закриева, а также для исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.12.2016 №195 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» Комитетом проведена работа по информированию населения республики о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подготовлены и опубликованы в средствах массовой информации Чеченской Республики материалы, по указанной тематике. Кроме того, в рамках мероприятий по мониторингу, проводимых в районах Чеченской Республики, специалистами Комитета проведена разъяснительная работа с предпринимателями и продавцами о необходимости соблюдения требований вышеуказанного постановления.  

 

 

Работа, проведенная совместно с другими органами власти Чеченской Республики

 

Руководство Комитета принимало активное участие в заседаниях межведомственной комиссии Совета экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экологической безопасности. Начата работа по реализации плана мероприятий Комитета на 2017 год – «Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии».

Также специалисты Комитета активно участвовали в составе межведомственной комиссии Совета Экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экономической безопасности, утвержденный Указом Главы Чеченской Республики от 30.11.2012 №204.

 

 

Сбор и анализ информации, касающейся сферы защиты прав потребителей

 

Являясь, согласно Положения о комитете Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.07.2009 №134, органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим полномочия в сфере защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка на территории Чеченской Республики, сотрудниками  Комитета  регулярно проводится сбор и анализ информации касающейся сферы защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка, поступающей от контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления.

Согласно полученным данным, за первый квартал 2017 года  Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведена следующая  работа:

 

Проведено надзорных мероприятий - всего

42

из них: плановых

4

             внеплановых

38

из них: по обращениям граждан, права которых нарушены как потребителей

0

по исполнению предписаний по устранению выявленных административных правонарушений

9

Рассмотрено административных дел, поступивших из МВД

125

Рассмотрено административных дел, поступивших из прокуратуры

54

Вынесены постановления о наложении штрафа Управлением Роспотребнадзора по статьям КоАП РФ - всего

189

Сумма наложенных штрафов (руб.)

343400,0

Число взысканных штрафов

105

Сумма взысканных штрафов (руб.)

233300,0

Количество забракованной пищевой продукции:
молочная продукция

415 кг. на сумму 310020,0 руб.

Количество забракованной непищевой продукции: спиртосодержащая непищевая продукция

22 шт. на сумму 470 руб.

 

За отчетный период в адрес Управления Роспотребнадзора поступило 55 устных и 12 письменных заявлений от потребителей, чьи потребительские права были нарушены. По всем письменным жалобам  приняты меры и удовлетворены требования потребителей, а по устным обращениям даны консультации.

 

Управлением ветеринарии Правительства Чеченской Республики за отчетный период в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы были проведены - 75751 экспертиза  животноводческой, птицеводческой, растениеводческой и рыбной продукции, в том числе по видам:

 

Наименование

Количество экспертиз

Количество туш

Общий вес (кг.)

Говядина

3858

3858

776957

Баранина

2882

2882

63098

Конина

26

26

5243

Птица

62073

62073

128158

Молоко и молочные продукты

893

 

6946

Яйцо

488

 

1450760 (шт.)

Овощи, фрукты

4297

 

570405

Рыба

1033

 

30481

Другие пищевые продукты

201

 

56917

Итого:

75751

 

 

 

В результате проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов выявлено больных случаев:

 

№ п/п

Название болезни

КРС

МРС

1

Эхинококкоз легких

85

71

2

Фасциолез печени

86

75

 

Забраковано продукции животноводства:

1.     Утилизированы субпродукты (легкие – печень и другие) в количестве – 625 кг.

2.     Утилизированы овощи и фрукты – 699 кг.

3.     Утилизированы другие пищевые продукты – 335 кг.

 

 

 


По данным представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чеченской Республике за Iквартал 2017 года проведена следующая работа:

 

№ п/п

Соблюдение требований законодательства:

Проведено проверок

Выявлено нарушений (протокола)

Статьи КоАП РФ

Вручено постановлений

Постановление о наложении штрафа

Примечание

кол-во

сумма (тыс. руб.)

исполнено

сумма

 (тыс. руб.)

1

в области фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля

 

 

102

 

 

48

ст.ст. 7.18;

10.1; 10.12; 10.13; 14.43; 20.25

 

 

43

 

 

43

 

 

45

 

 

7

 

 

-

2

в области ветеринарии

23

18

ст. 10.8

23

23

63

13

-

 

3

 

земельный надзор

 

91

 

43

ст.ст. 8.6; 8.7; 10.10;19.41; 19.5; 20.25

 

38

 

38

 

172

 

88

 

-

ИТОГО:

216

109

-

104

104

280

108

-

 

 

 

 

 

 

 

 

По представленным данным мэрий городов и муниципальных районных администраций, в сфере защиты прав потребителей за I квартал 2017 года проведена следующая работа:

Наименование района

Количество принятых жалоб потребителей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Количество рассмотренных жалоб потребителей

Количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей

Количество направленных обращений в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей)

Количество направленных извещений в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявленных по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды

Примечание

 

Мэрия

 г. Грозного

0

0

0

0

0

 

Мэрия

 г. Аргун

0

0

5

0

0

 

Грозненский

0

0

0

0

0

 

Курчалоевский

0

0

0

0

0

 

Ножай-Юртовский

0

0

7

0

0

 

Шаройский

0

0

0

0

0

 

Веденский

0

0

1

0

0

 

Сунженский

0

0

0

0

0

 

Шалинский

0

0

0

0

0

 

Итум-Калинский

0

0

0

0

0

 

Шатойский

0

0

0

0

0

 

Наурский

0

1

3

0

0

 

Ачхой-Мартановский

0

0

0

0

0

 

Гудермесский

0

0

0

0

0

 

Шелковской

0

0

0

0

0

 

Надтеречный

0

0

0

0

0

 

Урус-Мартановский

0

0

0

0

0

 

 

Из приведенной таблицы видно, что работа, проводимая органами местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей крайне неудовлетворительна.

 

Работа, проведенная в сфере технического осмотра транспортных средств

 

В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 09.06.2014г. №150-р, Комитет Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка определен уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики в сфере технического осмотра транспортных средств.

По представленным сведениям операторами технических станций в первом квартале 2017 года технический осмотр прошли – 13365 транспортных средства.

 

Наименование пункта технического осмотра

Количество транспортных средств, прошедших техническое диагностирование

в I квартале 2017 года (ед.)

Всего (ед.)

В том числе по категориям

М1

N1

O1, O2

M2

M3

O3, О4

N2

N3

L

Группа 1

Группа 2

Группа 3

ООО «Автодиагност»

3648

2196

474

0

240

137

41

332

228

0

ООО «Лизама»

5175

2503

591

0

491

397

95

575

523

0

ИП «Ибрагимова М.Ш.»

2586

1413

393

0

146

118

32

272

212

0

ИП «Шовхалова М.Ш.»

1956

812

295

0

184

151

19

261

234

0

ИТОГО:

13365

6924

1753

0

1061

803

187

1440

1197

0

 


Примечание:   Категория L - Мототранспортные средства

Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.

Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

 

 

Сотрудниками Комитета, в соответствии с должностными регламентами и согласно утвержденному плану работы на 2017 год, проводилась и другая плановая работа, участвовали во всех значимых общественно-политических и спортивных мероприятиях на территории Чеченской Республики.

Горячая линия

Горячая линия по вопросам маркировки товаров

8 (8712) 22 22 95

Новости

Маркировка медицинских изделий

Соответствующие изменения внесены в правила обязательной маркировки медизделий — акт подписан Михаилом Мишустиным. Правила распространяются на медицинские изделия, подлежащие обязательной маркировке (рециркуляторы, ортопедическуая обувь, слуховые аппараты, компьютерные томографы, коронарные стенты и санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании у взрослых), с характеристикой периода применения товара — «срок службы». По новым нормам маркировать медизделия со сроком службы, которые были произведены или импортированы до даты старта обязательной маркировки, не обязательно — они могут быть реализованы без кодов маркировки до 31 августа 2024 года включительно.

«Ранее аналогичное правило распространялось только на медизделия со сроком годности — изделия со сроком службы были исключены из данного послабления. Однако по инициативе участников оборота было предложено расширить послабление. Теперь остатки медизделий со сроком годности, которые лежат на складах у производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов, можно реализовать без кодов маркировки по 31 августа», — объяснил Егор Жаворонков, руководитель группы социально значимых товаров ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).

Эксперт напомнил, что у участников оборота также есть возможность промаркировать остатки медизделий в срок по 31 августа — после этой даты легально реализовать медизделия без кодов маркировке не удастся.

Честный знак

Семинар

 

Специалисты Комитета провели семинар на темы: «Права потребителей и финансовая грамотность» в средней общеобразовательной школе № 2 п. Чири-юрт Шалинского муниципального района. В ходе мероприятия муниципальным служащим розданы памятки в виде брошюр и буклетов с разъяснением действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Маркировка учебников

Российский рынок печатных учебников с начала апреля ждут изменения — начинается эксперимент по маркировке этой продукции, а тем производителям, которые примут в нем участие, будет необходимо печатать и наносить на товары новые этикетки, а также отчитываться о нанесении на книги кодов и вводить произведенный товар в торговый оборот, рассказали РИА Новости эксперты сервиса «Контур.Маркировка».

С 1 апреля2024 года в России начался эксперимент, предусматривающий маркировку печатных учебников общеобразовательного назначения. Этот эксперимент закончится 31 августа 2025 года. В первую очередь к маркировке будут присоединяться производители и импортеры, затем присоединяются розничные магазины, на этапе, когда становится обязательным вывод товара из оборота через кассу. На следующем этапе осуществляется обязательная передача сведений в систему «Честный знак», она проводится с помощью оператора ЭДО. На этой стадии участниками оборота маркируемых товаров становятся оптовые организации.

Источник: Прайм, Честный знак

Сервис "Спутник"