Форма обратной связи
Общественное голосование
Отчет о работе Комитета за 2017 год
ОТЧЕТ
о работе Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка
за 2017 год
За 2017 год специалистами Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка проведен мониторинг соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на предприятиях торговли, общественного питания, а также предприятиях, оказывающих платные услуги населению на территории Октябрьского, Ленинского, Заводского, Старопромысловского районов г. Грозного, Грозненского, Надтеречного, Шалинского, Шелковского, Ачхой-Мартановского, Урус-Мартановского, Шатойского, Гудермесского, Сунженского муниципальных районов Чеченской Республики.
За отчетный период мониторинг проведен на следующих предприятиях потребительского рынка:
|
№ п/п |
Наименование деятельности |
Количество объектов |
|
1. |
Предприятия розничной торговли |
446 |
|
2. |
Предприятия общественного питания |
21 |
|
3. |
Аптечные учреждения |
92 |
|
4. |
Пекарни |
4 |
|
5. |
Кондитерские цеха |
4 |
|
6. |
Торговые центры |
3 |
|
7. |
Строительная база |
1 |
|
8. |
Лесоторговый центр |
1 |
|
9. |
Оптовый склад |
1 |
|
Всего |
574 |
|
На 288 объектах комиссией не были выявлены нарушения.
Отступлений от требований государственной нормативной дисциплины – 13%. В сравнении с 2016 годом, где процент нарушений составлял 19%, в 2017 году наблюдается улучшение состояния потребительского рынка Чеченской Республики.
Также за отчетный период, на основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 23.01.2017 № 02, рабочая комиссия провела внеплановый мониторинг по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации предприятиями общественного питания, с целью определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности услуг общественного питания, а также для разработки мер по предотвращению оказания на потребительском рынке некачественных и опасных для жизни и здоровья населения услуг общественного питания. В ходе мониторинга выборочно были исследованы 15 предприятий общественного питания, из них лишь на 1 объекте комиссией не были выявлены нарушения. Правонарушениями, выявленными на остальных объектах, являются:
- отсутствие санитарных и правоустанавливающих регистрационных документов (ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- форма одежды рабочего персонала не соответствует предъявляемым требованиям и нормам, отсутствуют личные медицинские книжки (п. 5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров», п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- отсутствие правильно оформленного меню, где в обязательном порядке должны быть указаны: вес готовой продукции, дата, подпись ответственного лица (п.п. 13, 14 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- отсутствие графика работы (ст.ст. 9; 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
- отсутствие уголка потребителя, который должен находится в доступном для посетителя месте, и представлять следующую информацию: копии правоустанавливающих документов, контрольный журнал для учета мероприятий, проводимых контролирующими органами, книга отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.п. 8, 11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- на приготовленные блюда отсутствуют калькуляционные и технологические карточки (п. 12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- при приготовлении блюд не используются весоизмерительные приборы, которые в обязательном порядке должны пройти поверку в службе Госстандарта (п. 21 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»).
На каждом объекте с индивидуальными предпринимателями и рабочим персоналом проведена разъяснительная работа по соблюдению правоустанавливающих норм законодательства, составлены обзорные справки о выявленных правонарушениях, и даны указания устранить выявленные нарушения в установленный срок.
На основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 16.01.2017 № 01, комиссия провела внеплановые мероприятия по мониторингу соблюдения требований нормативной дисциплины предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере бытового обслуживания населения. В ходе мониторинга были исследованы 26 объектов, из них нарушений не имеет только 1 объект. Выявленными отступлениями от требований нормативно-правовых актов являются:
- отсутствие свидетельства о государственной регистрации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие санитарного журнала, где должна быть отражена информация о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
- отсутствие графика работы предприятия (п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие перечня и прейскуранта цен на оказываемые услуги (выполняемые работы) (п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие договоров с клиентами, которые в обязательном порядке должны быть заключены в письменной форме и отражать следующую информацию: фирменное наименование и юридический адрес предприятия, данные предпринимателя, сведения о государственной регистрации, вид услуги (работы), цена услуги (работы), даты приема и исполнения заказа, другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ) (п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- рабочий персонал работает без специальной формы одежды, и не имеют личных медицинских книжек (п. 5; 6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- отсутствие книги отзывов и предложений, которая должна предоставляться клиенту по его требованию (п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Правила бытового обслуживания населения»).
Предупреждение и пресечение правонарушений на потребительском рынке Чеченской Республики
Особое внимание специалистами Комитета уделялось профилактике предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей на потребительском рынке Чеченской Республики. С данной целью была проведена определенная разъяснительно – просветительская работа в сфере защиты прав потребителей через средства массовой информации:
· проведены на телеканале ГТРК «Вайнах» - 3 телепередачи;
· проведены на радио «Грозный» - 2 радиопередачи;
· в печатных изданиях опубликовано – 7 статей;
· проведены в различных учреждениях на разнообразные темы, касающиеся сферы защиты прав потребителей - 159 семинарских занятий;
· постоянно проводилась консультативная работа по вопросам защиты прав потребителей как с потребителями и индивидуальными предпринимателями, так и с представителями органов местного самоуправления.
Огромное значение для пресечения правонарушений в области защиты прав потребителей является работа с заявлениями и обращениями граждан, позволяющая систематизировать и выявить сферы деятельности на потребительском рынке с более высоким процентом нарушений.
За отчетный период в Комитете Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка рассматривались периодически поступающие от потребителей устные и письменные обращения и заявления о различных нарушениях их потребительских прав.
|
|
Наименование деятельности |
Количество обращений |
|
|
Устных |
Письменных |
||
|
|
Торговля: |
|
|
|
1. |
товары бытового назначения |
49 |
3 |
|
2. |
одежда |
26 |
1 |
|
3. |
обувь |
22 |
0 |
|
4. |
мебель |
25 |
1 |
|
5. |
детские товары |
3 |
2 |
|
|
Услуги: |
|
|
|
6. |
платные услуги |
34 |
8 |
|
|
Всего |
159 |
15 |
Основными причинами обращения заявителей все также являются приобретение, обмен или возврат товаров ненадлежащего качества, недобросовестное оказание услуг, а также не предоставление субъектами потребительского рынка полной и достоверной информации о реализуемых товарах и об их изготовителях.
Все письменные обращения заявителей о нарушениях их потребительских прав, в той или иной сфере потребительского рынка, были разрешены в пользу потребителей, а по устным обращениям даны консультации.
Исполнение поручений государственных органов
Чеченской Республики
Во исполнение поручения Председателя Правительства Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериева, руководство Комитета, в лице председателя Комитета А.А. Усманова и заместителя председателя Х.И. Агаева, приняли участие в парламентских слушаниях на тему: «Проблемы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей в регионах России и направления их законодательного решения», проводимых Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В ходе парламентских слушаний обсуждались проблемы развития потребительского рынка в сложившихся экономических условиях, изменения федерального законодательства о торговой деятельности в части организации стационарной и развозной торговли, а также вопросы защиты прав потребителей. Кроме того, была затронута тема урегулирования споров продавцов и покупателей, в частности, внесудебная форма разрешения конфликтов.
Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Я.С. Закриева, а также для исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.12.2016 № 195 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» Комитетом проведена работа по информированию населения республики о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подготовлены и опубликованы в средствах массовой информации Чеченской Республики материалы, по указанной тематике. Кроме того, в рамках мероприятий по мониторингу, проводимых в районах Чеченской Республики, специалистами Комитета проведена разъяснительная работа с предпринимателями и продавцами о необходимости соблюдения требований вышеуказанного постановления.
Работа, проведенная совместно с другими органами власти Чеченской Республики
Руководство Комитета принимало активное участие в заседаниях межведомственной комиссии Совета экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экологической безопасности. Начата работа по реализации плана мероприятий Комитета на 2017 год – «Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии».
Также специалисты Комитета активно участвовали в составе межведомственной комиссии Совета Экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экономической безопасности, утвержденный Указом Главы Чеченской Республики от 30.11.2012 № 204.
В связи с увеличением оборота продовольственных товаров в канун празднования мусульманского праздника Ид аль-Фитр (Ураза Байрам) и увеличением риска попадания на потребительский рынок Чеченской Республики некачественной и просроченной продукции, распоряжением председателя Комитета А.А. Усманова была создана межведомственная комиссия с участием представителей Управления Роспотребнадзора по ЧР и Департамента торговли и услуг Мэрии г. Грозного. Межведомственной комиссией были проведены мероприятия по выявлению и пресечению фактов реализации некачественных и просроченных продовольственных товаров, а также товаров, не отвечающих государственным требованиям. В ходе мониторинга были выявлены факты продажи предпринимателями просроченных кондитерских изделий, продуктов питания и иных групп товаров. После разъяснения комиссией законодательства в сфере защиты прав потребителей, предпринимателями были приняты решения о добровольном снятии с реализации и утилизации просроченных товаров.
Сбор и анализ информации, касающейся сферы защиты прав потребителей
Являясь, согласно Положения о Комитете Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.07.2009 № 134, органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим полномочия в сфере защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка на территории Чеченской Республики, сотрудниками Комитета регулярно проводится сбор и анализ информации касающейся сферы защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка, поступающей от контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления.
Согласно полученным данным, за 2017 год Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведена следующая работа:
|
Проведено надзорных мероприятий - всего |
92 |
|
из них: плановых |
8 |
|
внеплановых |
84 |
|
из них: по обращениям граждан, права которых нарушены как потребителей |
1 |
|
по исполнению предписаний по устранению выявленных административных правонарушений |
10 |
|
Рассмотрено административных дел, поступивших из МВД |
308 |
|
Рассмотрено административных дел, поступивших из прокуратуры |
165 |
|
Вынесены постановления о наложении штрафа Управлением Роспотребнадзора по статьям КоАП РФ - всего |
473 |
|
Вынесены постановления о предупреждении Управлением - всего |
75 |
|
Сумма наложенных штрафов (руб.) |
808600,0 руб. |
|
Число взысканных штрафов |
300 |
|
Сумма взысканных штрафов (руб.) |
594800,0 руб. |
|
Количество снятой с реализации пищевой продукции: |
1237 кг. |
|
Количество снятой с реализации непищевой (промышленной) продукции: |
95 ед. |
За отчетный период в адрес Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике поступило 238 устных и 36 письменных заявлений от потребителей, чьи потребительские права были нарушены. По всем письменным жалобам приняты меры и удовлетворены требования потребителей, а по устным обращениям даны консультации.
Управление ветеринарии Правительства Чеченской Республики сообщает, что за 2017 год в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы были проведены - 274223 экспертиз животноводческой, птицеводческой, растениеводческой и рыбной продукции, в том числе по видам:
|
Наименование |
Количество экспертиз |
Количество туш |
Общий вес (кг.) |
|
Говядина |
11432 |
11432 |
2424136 |
|
Баранина |
9123 |
9123 |
192917 |
|
Конина |
39 |
39 |
7944 |
|
Птица |
230700 |
230700 |
473071 |
|
Молоко и молочные продукты |
2679 |
|
18580 |
|
Яйцо |
1829 |
|
3455430 (шт.) |
|
Овощи, фрукты |
15024 |
|
1852372 |
|
Рыба |
2786 |
|
85993 |
|
Другие пищевые продукты |
611 |
|
223735 |
|
Итого: |
274223 |
|
|
В результате проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов выявлено больных случаев:
|
№ п/п |
Название болезни |
КРС |
МРС |
|
1 |
Эхинококкоз легких |
286 |
189 |
|
2 |
Фасциолез печени |
279 |
272 |
Забраковано продукции животноводства:
1. Утилизированы субпродукты (легкие – печень и другие) в количестве – 1876,5 кг.
2. Утилизированы овощи и фрукты – 2431 кг.
3. Утилизированы другие пищевые продукты – 1035 кг.
По данным представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чеченской Республике за 2017 год проведена следующая работа:
|
№ п/п |
Соблюдение требований законодательства: |
Проведено проверок |
Выявлено нарушений (протокола) |
Статьи КоАП РФ |
Вручено постановлений |
Постановление о наложении штрафа |
Примечание |
||
|
кол-во |
сумма (тыс. руб.) |
исполнено |
|||||||
|
сумма (тыс. руб.) |
|||||||||
|
1 |
в области фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля |
418 |
261 |
ст.ст. 7,18; 10.1; 10,12; 14,43; 19.4.1; 19.5;20.25 |
263 |
263 |
872,9 |
353,4 |
- |
|
2 |
в области ветеринарии |
105 |
73 |
ст.ст. 10.6; 10.8 |
73 |
73 |
233 |
157 |
- |
|
3 |
земельный надзор |
426 |
203 |
ст.ст. 8.6; 8.7; 10.10; 19.4.1; 19.5; 20.25 |
119 |
119 |
3310 |
508.111 |
- |
|
ИТОГО: |
949 |
537 |
- |
455 |
455 |
4415,5 |
946,01 |
- |
|
По представленным данным префектур г. Грозного и муниципальных районных администраций, в сфере защиты прав потребителей за 2017 год проведена следующая работа:
|
Наименование района |
Количество принятых жалоб потребителей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг |
Количество рассмотренных жалоб потребителей |
Количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей |
Количество направленных обращений в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) |
Количество направленных извещений в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявленных по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды |
Примечание
|
|
Мэрия г. Грозного |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Мэрия г. Аргун |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
|
|
Грозненский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Курчалоевский |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
|
|
Ножай-Юртовский |
0 |
0 |
289 |
0 |
0 |
|
|
Шаройский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Веденский |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
|
|
Сунженский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Шалинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Итум-Калинский |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
|
|
Шатойский |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
|
|
Наурский |
0 |
1 |
4 |
0 |
0 |
|
|
Ачхой-Мартановский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Гудермесский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Шелковской |
0 |
0 |
19 |
0 |
0 |
|
|
Надтеречный |
0 |
0 |
12 |
0 |
0 |
|
|
Урус-Мартановский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Из вышеприведенной таблицы видно, что работа, проводимая органами местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей крайне неудовлетворительна.
В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 09.06.2014 № 150-р, Комитет Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка определен уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики в сфере технического осмотра транспортных средств.
По представленным сведениям операторами технических станций в 2017 году технический осмотр прошли –44975 транспортных средства.
|
Наименование пункта технического осмотра |
Количество транспортных средств, прошедших техническое диагностирование в 2017 году (ед.) |
|||||||||
|
Всего (ед.) |
В том числе по категориям |
|||||||||
|
М1 |
N1 |
O1, O2 |
M2 |
M3 |
O3, О4 |
N2 |
N3 |
L |
||
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
||||||||
|
ООО «Автодиагност» |
11344 |
6809 |
1420 |
0 |
731 |
446 |
126 |
1051 |
761 |
0 |
|
ООО «Лизама» |
18012 |
8973 |
2161 |
0 |
1628 |
1267 |
308 |
1970 |
1705 |
0 |
|
ИП «Ибрагимова М.Ш.» |
9010 |
5072 |
1318 |
0 |
524 |
377 |
115 |
904 |
700 |
0 |
|
ИП «Шовхалова М.Ш.» |
6552 |
3210 |
927 |
0 |
500 |
464 |
95 |
771 |
585 |
0 |
|
ИТОГО: |
44918 |
24064 |
5826 |
0 |
3383 |
2554 |
644 |
4696 |
3751 |
0 |
Примечание: Категория L - Мототранспортные средства
Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория М3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.
Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.
Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
Сотрудниками Комитета, в соответствии с должностными регламентами и согласно утвержденному плану работы на 2017 год, проводилась и другая плановая работа, участвовали во всех значимых общественно-политических и спортивных мероприятиях на территории Чеченской Республики.





По поручению Председателя комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка комитет провел семинар на тему: "Права потребителей и финансовая грамотность". Семинар проходил в администрации городского округа г. Аргун, где обсуждались такие вопросы, как основные права потребителей финансовых услуг, риски, связанные с их использованием, и способы их защиты. Осветили такие моменты, как потребители могут защитить свои права, например, внимательно изучать договоры, действовать добросовестно и своевременно выполнять обязательства. Также обсуждались финансовые риски, такие как непрозрачные договоры, автоматическое подключение услуг и ошибки в кредитной истории, и как их избежать.

16 ноября 2025 года в очередном мероприятии «Фабрики процессов», проводимом специалистами – тренерами Автономной некоммерческой организации «Центр «Мой бизнес» Чеченской Республики», в рамках реализации федерального проекта «Производительность труда» приняла участие команда из сотрудников предприятия - участника Общества
с ограниченными обязанностями «КОЛОС».
ООО «КОЛОС» основано в сентябре 2014 года и зарегистрировано
в Чеченской Республике. Компания работает в сфере производства продуктов мукомольной и крупяной промышленности.
«Фабрика процессов» – это учебная площадка, созданная в рамках реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», заявку на участие в котором можно подать на платформе Производительность.рф.
На таких площадках участники в реальном производственном процессе получают практический опыт применения инструментов бережливого производства, а также понимают как улучшения влияют на операционные
и экономические показатели.
Цели «Фабрики процессов»:
– получение практических навыков применения инструментов
и методов бережливых технологий и оценка степени их влияния на показатели эффективности работы организации;
– изменение представления о традиционных подходах к управлению производством/организацией (формирование «бережливого мышления).

Ежегодно во второй четверг ноября в мире отмечают Всемирный день качества. Понятие качества объединяет множество смыслов.
В современном мире это понятие связано не только с качеством товаров и услуг, но и с качеством жизни, включающим вопросы экологии, осознанного потребления, социальной сферы, традиций, здорового образа жизни. Качество этих «слагаемых» волнует нас всех, поэтому выделить особую аудиторию этого праздника невозможно. Все, что мы создаем или приобретаем, связано с понятием «качество» и естественным стремлением современного человека обладать лучшим и создавать лучшее.
В 2025 году День качества отмечается 13 ноября. Главным девизом в России является «Россия — страна со Знаком качества», что подчеркивает важность повышения качества продукции, услуг и жизни в целом.
В рамках празднования Дня качества в Чеченском государственном педагогическом университете проведен Семинар-презентация на тему: «Современные методы контроля качества продукции».