Форма обратной связи
Общественное голосование
Отчет за 1 квартал 2017 год
О Т Ч Е Т
о работе Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка
за I квартал 2017 года
За первый квартал 2017 года специалистами Комитета Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка (далее Комитет) проведен мониторинг соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на предприятиях торговли, общественного питания, а также предприятиях, оказывающих платные услуги населению на территории Октябрьского и Старопромысловского районов г. Грозного.
За отчетный период мониторинг проведен на следующих предприятиях потребительского рынка:
№ п/п |
Наименование деятельности |
Количество объектов |
1. |
Предприятия розничной торговли |
54 |
2. |
Предприятия общественного питания |
4 |
3. |
Аптечные учреждения |
6 |
4. |
Торговый цент |
1 |
Всего |
65 |
Примечание: из общего количества проверенных предприятий на 16 объектах комиссией не были выявлены нарушения.
Отступлений от требований государственной нормативной дисциплины – 18%.
По материалам проведенных мероприятий составлены справки и направлены в префектуры Октябрьского и Старопромысловского районов г. Грозного для принятия мер и устранения выявленных нарушений в установленные сроки.
На потребительском рынке данных районов характерными нарушениями являются:
Для предприятий розничной торговли:
- отсутствие графика работы (ст.ст. 9;11 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», ст.10 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- отсутствие уголка потребителя, на котором в обязательном порядке должны быть представлены копии правоустанавливающих документов, контрольный журнал для учета мероприятий, проводимых контролирующими органами, книга отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.п.8,9 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- отсутствие правильно оформленных ценников на выставленных к реализации товарах, где должна быть отражена следующая информация: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, цена в рублях (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);
- использование весоизмерительных приборов, не прошедших метрологическую поверку в службе Госстандарта (п.7 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров», Закон РФ от 26.06.2008г. №102 «Об обеспечении единства измерений»);
- отсутствие в фасованных товарах листка-вкладыша с необходимой информацией: наименование товара, масса нетто, дата фасовки, условия хранения, срок годности (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; ст.14.8, ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
- не соответствие формы одежды рабочего персонала предъявляемым требованиям и нормам, также отсутствие личных медицинских книжек (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- реализация продовольственных товаров с истекшим сроком годности (п.5, ст.5 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Для аптечных учреждений:
- отсутствие перечня лекарственных средств, запрещенных для свободной продажи (ст.76 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- форма одежды фармацевтов не соответствует предъявляемым требованиям и нормам (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- прейскуранты цен на реализуемые медикаменты не соответствуют требованиям (ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);
- отсутствие книги отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.8 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»).
Также за отчетный период, на основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 23.01.2017г. № 02, рабочая комиссия провела внеплановый мониторинг по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации предприятиями общественного питания, с целью определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности услуг общественного питания, а также для разработки мер по предотвращению оказания на потребительском рынке некачественных и опасных для жизни и здоровья населения услуг общественного питания. В ходе мониторинга выборочно были исследованы 15 предприятий общественного питания, из них лишь на 1 объекте комиссией не были выявлены нарушения. Правонарушениями, выявленными на остальных объектах, являются:
- отсутствие санитарных и правоустанавливающих регистрационных документов (ст.8 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- форма одежды рабочего персонала не соответствует предъявляемым требованиям и нормам, отсутствуют личные медицинские книжки (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров», п.6 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- отсутствие правильно оформленного меню, где в обязательном порядке должны быть указаны: вес готовой продукции, дата, подпись ответственного лица (п.п.13,14 Постановления Правительства от 15.08.1997г. РФ №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- отсутствие графика работы (ст.ст. 9;11 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»);
- отсутствие уголка потребителя, который должен находится в доступном для посетителя месте, и представлять следующую информацию: копии правоустанавливающих документов, контрольный журнал для учета мероприятий, проводимых контролирующими органами, книга отзывов и предложений, которая должна предоставляться покупателю по его требованию (п.п.8,11 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- на приготовленные блюда отсутствуют калькуляционные и технологические карточки (п.12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 «Правила оказания услуг общественного питания»);
- при приготовлении блюд не используются весоизмерительные приборы, которые в обязательном порядке должны пройти поверку в службе Госстандарта (п.21 Постановления Правительства РФ №1036 от 15.08.1997г. «Правила оказания услуг общественного питания»).
На каждом объекте с индивидуальными предпринимателями и рабочим персоналом проведена разъяснительная работа по соблюдению правоустанавливающих норм законодательства, составлены обзорные справки о выявленных правонарушениях, и даны указания устранить выявленные нарушения в установленный срок.
На основании распоряжения председателя Комитета А.А. Усманова от 16.01.2017г. №01, комиссия провела внеплановые мероприятия по мониторингу соблюдения требований нормативной дисциплины предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере бытового обслуживания населения. В ходе мониторинга были исследованы 26 объектов, из них нарушений не имеет только 1 объект. Выявленными отступлениями от требований нормативно-правовых актов являются:
- отсутствие свидетельства о государственной регистрации (п.2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие санитарного журнала, где должна быть отражена информация о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
- отсутствие графика работы предприятия (п.2 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие перечня и прейскуранта цен на оказываемые услуги (выполняемые работы) (п.3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- отсутствие договоров с клиентами, которые в обязательном порядке должны быть заключены в письменной форме и отражать следующую информацию: фирменное наименование и юридический адрес предприятия, данные предпринимателя, сведения о государственной регистрации, вид услуги (работы), цена услуги (работы), даты приема и исполнения заказа, другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ) (п.4 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»);
- рабочий персонал работает без специальной формы одежды, и не имеют личных медицинских книжек (п.5;6 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»);
- отсутствие книги отзывов и предложений, которая должна предоставляться клиенту по его требованию (п.3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения»).
Предупреждение и пресечение правонарушений на потребительском рынке Чеченской Республики
Особое внимание специалистами Комитета уделялось профилактике предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей на потребительском рынке Чеченской Республики. С данной целью была проведена определенная разъяснительно – просветительская работа в сфере защиты прав потребителей через средства массовой информации:
- проведена на телеканале ГТРК «Вайнах» - 1 телепередача;
- проведены на радио «Грозный» - 2 радиопередачи;
- в печатном издании «Молодежная смена» опубликована – 1 статья;
- проведены в различных учреждениях на разнообразные темы, касающиеся сферы защиты прав потребителей - 40 семинарских занятий;
- постоянно проводилась консультативная работа по вопросам защиты прав потребителей как с потребителями и индивидуальными предпринимателями, так и с представителями органов местного самоуправления.
Огромное значение для пресечения правонарушений в области защиты прав потребителей является работа с заявлениями и обращениями граждан, позволяющая систематизировать и выявить сферы деятельности на потребительском рынке с более высоким процентом нарушений.
За отчетный период в Комитете рассматривались периодически поступающие от потребителей устные и письменные обращения и заявления граждан о различных нарушениях их потребительских прав.
|
Наименование деятельности |
Количество обращений |
|
Устных |
Письменных |
||
|
Торговля: |
|
|
1 |
сложно-технические товары бытового назначения |
11 |
1 |
2 |
одежда |
7 |
1 |
3 |
обувь |
3 |
|
4 |
мебель |
2 |
1 |
5 |
детские товары |
1 |
|
|
Услуги: |
|
|
5 |
платные услуги |
6 |
1 |
|
Всего |
29 |
4 |
Основными причинами обращения заявителей все также являются приобретение, обмен или возврат товаров ненадлежащего качества, недобросовестное оказание услуг (выполнения работ), а также не предоставление субъектами потребительского рынка полной и достоверной информации о реализуемых товарах и об их изготовителях.
Все письменные обращения заявителей о нарушениях их потребительских прав, в той или иной сфере потребительского рынка, были разрешены в пользу потребителей, а по устным обращениям даны консультации.
Исполнение поручений государственных органов
Чеченской Республики
Во исполнение поручения Председателя Правительства Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериева, руководство Комитета, в лице председателя Комитета А.А. Усманова и заместителя председателя Х.И. Агаева, приняли участие в парламентских слушаниях на тему: «Проблемы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей в регионах России и направления их законодательного решения», проводимых Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В ходе парламентских слушаний обсуждались проблемы развития потребительского рынка в сложившихся экономических условиях, изменения федерального законодательства о торговой деятельности в части организации стационарной и развозной торговли, а также вопросы защиты прав потребителей. Кроме того, была затронута тема урегулирования споров продавцов и покупателей, в частности, внесудебная форма разрешения конфликтов.
Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Я.С. Закриева, а также для исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.12.2016 №195 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» Комитетом проведена работа по информированию населения республики о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подготовлены и опубликованы в средствах массовой информации Чеченской Республики материалы, по указанной тематике. Кроме того, в рамках мероприятий по мониторингу, проводимых в районах Чеченской Республики, специалистами Комитета проведена разъяснительная работа с предпринимателями и продавцами о необходимости соблюдения требований вышеуказанного постановления.
Работа, проведенная совместно с другими органами власти Чеченской Республики
Руководство Комитета принимало активное участие в заседаниях межведомственной комиссии Совета экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экологической безопасности. Начата работа по реализации плана мероприятий Комитета на 2017 год – «Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии».
Также специалисты Комитета активно участвовали в составе межведомственной комиссии Совета Экономической и общественной безопасности Чеченской Республики по вопросам экономической безопасности, утвержденный Указом Главы Чеченской Республики от 30.11.2012 №204.
Сбор и анализ информации, касающейся сферы защиты прав потребителей
Являясь, согласно Положения о комитете Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.07.2009 №134, органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим полномочия в сфере защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка на территории Чеченской Республики, сотрудниками Комитета регулярно проводится сбор и анализ информации касающейся сферы защиты прав потребителей и регулирования потребительского рынка, поступающей от контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления.
Согласно полученным данным, за первый квартал 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведена следующая работа:
Проведено надзорных мероприятий - всего |
42 |
из них: плановых |
4 |
внеплановых |
38 |
из них: по обращениям граждан, права которых нарушены как потребителей |
0 |
по исполнению предписаний по устранению выявленных административных правонарушений |
9 |
Рассмотрено административных дел, поступивших из МВД |
125 |
Рассмотрено административных дел, поступивших из прокуратуры |
54 |
Вынесены постановления о наложении штрафа Управлением Роспотребнадзора по статьям КоАП РФ - всего |
189 |
Сумма наложенных штрафов (руб.) |
343400,0 |
Число взысканных штрафов |
105 |
Сумма взысканных штрафов (руб.) |
233300,0 |
Количество забракованной пищевой продукции: |
415 кг. на сумму 310020,0 руб. |
Количество забракованной непищевой продукции: спиртосодержащая непищевая продукция |
22 шт. на сумму 470 руб. |
За отчетный период в адрес Управления Роспотребнадзора поступило 55 устных и 12 письменных заявлений от потребителей, чьи потребительские права были нарушены. По всем письменным жалобам приняты меры и удовлетворены требования потребителей, а по устным обращениям даны консультации.
Управлением ветеринарии Правительства Чеченской Республики за отчетный период в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы были проведены - 75751 экспертиза животноводческой, птицеводческой, растениеводческой и рыбной продукции, в том числе по видам:
Наименование |
Количество экспертиз |
Количество туш |
Общий вес (кг.) |
Говядина |
3858 |
3858 |
776957 |
Баранина |
2882 |
2882 |
63098 |
Конина |
26 |
26 |
5243 |
Птица |
62073 |
62073 |
128158 |
Молоко и молочные продукты |
893 |
|
6946 |
Яйцо |
488 |
|
1450760 (шт.) |
Овощи, фрукты |
4297 |
|
570405 |
Рыба |
1033 |
|
30481 |
Другие пищевые продукты |
201 |
|
56917 |
Итого: |
75751 |
|
|
В результате проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов выявлено больных случаев:
№ п/п |
Название болезни |
КРС |
МРС |
1 |
Эхинококкоз легких |
85 |
71 |
2 |
Фасциолез печени |
86 |
75 |
Забраковано продукции животноводства:
1. Утилизированы субпродукты (легкие – печень и другие) в количестве – 625 кг.
2. Утилизированы овощи и фрукты – 699 кг.
3. Утилизированы другие пищевые продукты – 335 кг.
По данным представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чеченской Республике за Iквартал 2017 года проведена следующая работа:
№ п/п |
Соблюдение требований законодательства: |
Проведено проверок |
Выявлено нарушений (протокола) |
Статьи КоАП РФ |
Вручено постановлений |
Постановление о наложении штрафа |
Примечание |
||
кол-во |
сумма (тыс. руб.) |
исполнено |
|||||||
сумма (тыс. руб.) |
|||||||||
1 |
в области фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля |
102 |
48 |
ст.ст. 7.18; 10.1; 10.12; 10.13; 14.43; 20.25 |
43 |
43 |
45 |
7 |
- |
2 |
в области ветеринарии |
23 |
18 |
ст. 10.8 |
23 |
23 |
63 |
13 |
- |
3 |
земельный надзор |
91 |
43 |
ст.ст. 8.6; 8.7; 10.10;19.41; 19.5; 20.25 |
38 |
38 |
172 |
88 |
- |
ИТОГО: |
216 |
109 |
- |
104 |
104 |
280 |
108 |
- |
По представленным данным мэрий городов и муниципальных районных администраций, в сфере защиты прав потребителей за I квартал 2017 года проведена следующая работа:
Наименование района |
Количество принятых жалоб потребителей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг |
Количество рассмотренных жалоб потребителей |
Количество проведенных консультаций по вопросам защиты прав потребителей |
Количество направленных обращений в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) |
Количество направленных извещений в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявленных по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды |
Примечание
|
Мэрия г. Грозного |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Мэрия г. Аргун |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
|
Грозненский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Курчалоевский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Ножай-Юртовский |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
|
Шаройский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Веденский |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
Сунженский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Шалинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итум-Калинский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Шатойский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Наурский |
0 |
1 |
3 |
0 |
0 |
|
Ачхой-Мартановский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Гудермесский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Шелковской |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Надтеречный |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Урус-Мартановский |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Из приведенной таблицы видно, что работа, проводимая органами местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей крайне неудовлетворительна.
Работа, проведенная в сфере технического осмотра транспортных средств
В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 09.06.2014г. №150-р, Комитет Правительства Чеченской Республики по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка определен уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики в сфере технического осмотра транспортных средств.
По представленным сведениям операторами технических станций в первом квартале 2017 года технический осмотр прошли – 13365 транспортных средства.
Наименование пункта технического осмотра |
Количество транспортных средств, прошедших техническое диагностирование в I квартале 2017 года (ед.) |
|||||||||
Всего (ед.) |
В том числе по категориям |
|||||||||
М1 |
N1 |
O1, O2 |
M2 |
M3 |
O3, О4 |
N2 |
N3 |
L |
||
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
||||||||
ООО «Автодиагност» |
3648 |
2196 |
474 |
0 |
240 |
137 |
41 |
332 |
228 |
0 |
ООО «Лизама» |
5175 |
2503 |
591 |
0 |
491 |
397 |
95 |
575 |
523 |
0 |
ИП «Ибрагимова М.Ш.» |
2586 |
1413 |
393 |
0 |
146 |
118 |
32 |
272 |
212 |
0 |
ИП «Шовхалова М.Ш.» |
1956 |
812 |
295 |
0 |
184 |
151 |
19 |
261 |
234 |
0 |
ИТОГО: |
13365 |
6924 |
1753 |
0 |
1061 |
803 |
187 |
1440 |
1197 |
0 |
Примечание: Категория L - Мототранспортные средства
Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория М3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.
Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.
Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
Сотрудниками Комитета, в соответствии с должностными регламентами и согласно утвержденному плану работы на 2017 год, проводилась и другая плановая работа, участвовали во всех значимых общественно-политических и спортивных мероприятиях на территории Чеченской Республики.